Древние наскальные изображения, выбитые на гладкой поверхности скал, издавна интересовали местное население и ученых. Первым, кто проявил интерес был ПетрI. Но ученым того времени не покорились тайны писаницы. Но все таки их труд получил широкую известность в России и за ее пределами, а маршрут путешествия был потом не раз повторен исследователями Сибири.
Еще не один и ни единожды приступали ученные к раскрытию художественной тайны скал. Делали зарисовки и описание расположенных рисунков. А в 1739 году в Академии был создан специальный Географический департамент, возглавляемый В. Н. Татищевым, в которой была усилена картографическая работа.
Очень давно, в конце каменного века, скорее всего в конце Iv - начале III тысячелетий до нашей эры, охотники Притомья выбрали эти величественные, красивые и удобные для различных действий скалы и создали здесь святилище.
Все, создала говоря, природа: каменный монолит, уступ-надвиг в сторону реки, как сцена защищенной каменной стеной слева и обрывом справа и огромная плоскость камня, возвышающаяся отвесно над уступом. Кроме этого удобные для нанесения рисунков ниши и выступы.
Человек не отказался от подарки природы и все что с ним происходило пытался запечатлеть в рисунках. Их много, на большой плоскости они наиболее древние, некоторые настолько, что разрушились трещинами камня. Рисунки наносились не сразу, а группами и длительное время. Об этом свидетельствует то, что справа внизу вышлифованные изображения, которые относятся уже к бронзовому веку. Рисунки можно условно разделить на две группы, на две жизненно важные для человека идеи:
плодородие земли,
удачная охота,
все это своего рода «рассказ» в картинках о той далекой от нас жизни каменного века.
Жизнь человека в те далекие времена полностью зависела от охоты, ее результатов и еще от того, как много будет зверя в лесу, прежде всего лосей, которые и были основным объектом охоты.
Одной из интереснейших загадок Томской писанице явилось отсутствие самых естественных и реалистических по своей натуральности сцен спаривания самцов и самок животных, лося и лосихи. В этих сценах почему-то участвует не антропоморфное существо. Фигура человека и в то же время это не совсем человек. У него такие же как у лося ноги, звериная голова. Что же это?
У местных народов сибирской тайги сохранились легенды и сказания о праздниках охотников. В центре лесных мистерий был особый обряд - добыча охотничьего счастья. Праздник длился много дней, совершался всем родом сообща у родовых святых - камней, скал, деревьев. Ряженные в оленьи шкуры охотники с рогами на голове танцевали колдовские танцы, зачаровывая таежных зверей. Возможно, какой- то момент такого ритуального танца мы и видим на скалах Томской писанице.
Можно предположить, что такой же ритуальный характер носит другая выбитая антропоморфная фигура. Это эффектно стоящий в фас полузверь-получеловек с объемистым туловищем, звериной головой с двурогим головным убором. Две параллельные ноги и хвост сзади, к сожалению, не сохранились полностью. Свои огромные руки он положил на бедра. Стоит, подбоченясь как будто готов в любой момент пуститься в пляс.
А вот еще одна эффектная фигура человека-зверя, у которого тонкие, расставленные в стороны и немного согнутые в коленях ноги, треугольное туловище и положенные на узкие бедра руки. У него человеческая голова выбита сплошь, с выпуклыми глазами и ртом. На голове высокий головной убор. Что же это? Предположим какая-то замысловатая композиция, содержание которой, к сожалению тайна. Все что нам остается только домысливание.
Еще одна композиция - в которой ярко подчеркнут звериный характер двух небольших забавных человеческих фигур, обращенных друг другу и взявшихся за руки. У одной высокий и острый головной убор, а другая фигура повернула немного в сторону свою голову; ясно видна острая звериная мордочка с двумя большими торчащими ушами. У них короткие, похожие на лосиные или заячьи, хвостики. Знакомая до боли поза полуприсевшего человека с изогнутыми ногами навевает пляс.
На писаных камнях мы встречаем и полные таинствености, еле заметные маски-личины сердцевидной формы. Маски- личины то совсем овальные, то в форме сердца, есть на всех камнях. Однако по силе изображения и размером все известные личины превосходит одна, выбитая вдали от основной группы на пологой огромной плите. Здесь всего одно изображение: широкий вверху овал, заканчивающийся узкой бородкой.
И какая непереносимая печаль и горечь поселяется в душе, когда видишь историю со следами забвения и невежества. Наверное то, что ценность древнего рисунка определили не сразу, а может некому было, а может некогда было? Ведь жизнь России не поле покрытое цветами, а тернистый, трудный путь. Но вот следы варварства, которые можно видеть повсеместно, а также на Томской писанице - памятнике мировой культуры, безвозвратно уничтожили часть этого великолепного и неповторимого памятника. Очень жаль, что от рисунков на камне остались только отдельные фрагменты, обрывки по углам этого большого камня.
Но то что осталось от истории до сих пор притягивает ученных и просто людей стремящихся разгадать Тайну. На протяжении трехсот лет влекут они к себе. Что же хотели передать нам первые люди. о чем хотели рассказать? о чем предупредить? Влекут к себе загадки и тайны древних рисунков. Каждый исследователь, ученый, стремившийся добраться до сути, путешественник, зачарованно любующийся красотой и величием Сибирской природы, не оставили без внимания скалу с древними рисунками. Но каждый из них видел и понимал их по-своему. Ведь это так свойственно человеку.
Источник:http://center.rusmuseum.ru/inetbook/pisaniza/Taini_Gilmanova/Taini_Picanizi.php (с)Мария Гильманова