Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 05.08.08 16:25. Заголовок: Нравственность и мораль
(c) Alec Ee
| |
|
Ответов - 30
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 05.08.08 16:54. Заголовок: Недавно общалась со ..
Недавно общалась со своими друзьями, и мы все вместе пытались сформулировать моральные принципы современного общества. Вышло примерно следующее: - не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность; - не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему; - саморазвивайся, учись, становись умнее; - добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке - тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества; Но самое главное -- это свобода человека и осуждение нетерпимости и насилия во всех проявлениях. Интересно, а кто-нибудь из форумчан рискнет сфорумулировать свое видение моральных принципов? И еще вопрос. Интересно ваше мнение. Когда сталкивается интерес общественный и личный. И компромисс невозможен. Чему отдавать предпочтение? Интерес не материальный.
| |
|
|
Отправлено: 05.08.08 17:08. Заголовок: Rina пишет: Когда с..
Rina пишет: цитата: | Когда сталкивается интерес общественный и личный. И компромисс невозможен. Чему отдавать предпочтение? |
| За "общественным" интересом в большинстве случаев стоит чей-то глубоко спрятанный и прикрытый красивыми словами интерес личный или интерес очень узкой группы лиц.
| |
|
|
Отправлено: 05.08.08 17:14. Заголовок: Rina пишет: Интересн..
Rina пишет: цитата: | Интересно, а кто-нибудь из форумчан рискнет сфорумулировать свое видение моральных принципов? |
| Мое совпадают с Лао-Цзюнем: РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ Лао-Цзюнь молвит: Если желаешь спастись от катастрофы или разрешить проблему, то лучше всего заранее предотвращать их появление в своей жизни. И тогда не будет трудностей. Для того чтобы излечить недуг, избавиться от болезни, лучше всего быть готовым к ним загодя. Тогда будет счастливый исход. В настоящее время люди не обращают внимание на это и не стараются предотвращать, а направляют силы на то, чтобы спасаться. Не стараются готовиться загодя, а пытаются излечиться с помощью лекарств. Потому есть такие государи, которые не способны охранить жертвенный алтарь государственной власти. Есть и такие организмы, которые не способны сохранить себя в целости в течение долгой жизни. Таким образом человек мудрости добивается счастья, когда нет еще и предзнаменований. Он избавляется от беды, когда она еще не появилась. Ведь катастрофа рождается из мелочей, а болезнь возникает из тончайших отклонений. Люди считают, что маленькое добро не приносит пользы, и потому не желают делать добро. Им кажется, что от маленького зла не будет ущерба, и потому они не стремятся исправиться. Если не накапливать добро мало-помалу, тогда не получится великой Потенции. Если не воздерживаться от зла в малом, тогда свершится большое преступление. Поэтому выберем самое важное, чтобы показать, как оно рождается. Итак, вот сто болезней: Скрытый текст • Не зная постоянства, то радоваться, то гневаться – это болезнь. • Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь. • Любя чувственные наслаждения, разрушать Потенцию – это болезнь. • Привязываясь всем сердцем, любить – это болезнь. • Ненавидя, желать кому-либо смерти – это болезнь. • Из-за распущенности и алчности совершать ошибки,не замечая – это болезнь. • Хулить людей, восхваляя себя – это болезнь. • Все время меняться, потакая самому себе – это болезнь. • Быть слишком разговорчивым, любить поболтать – это болезнь. • Радоваться, преследуя неправого – это болезнь. • Кичась знаниями, презирать других – это болезнь. • Пользуясь властью творить произвол – это болезнь. • Считать людей неправыми, а себя правым – это болезнь. • Обижать, небрежно обращаясь со слабыми и беззащитными – это болезнь. • Побеждать людей, применяя силу – это болезнь. • Лениться, ощущая свою власть и силу – это болезнь, • В речах стремиться побеждать людей – это болезнь. • Взяв в долг, не помнить о возвращении – это болезнь. • Считая людей неправедными, думать о своей праведности – это болезнь. • Прямотой вредить людям – это болезнь. • Не любя людей, быть расположенным к самому себе – это болезнь. • И в расположении и гневе кичиться собой – это болезнь. • Считать других глупыми, а себя мудрым – это болезнь. • Сделав достойный поступок, выставлять себя – это болезнь. • У известных людей находить недостатки – это болезнь. • Сетовать на то, что приходиться трудиться – это болезнь. • Иллюзии принимать за реальность – это болезнь. • Радоваться ошибкам других – это болезнь. • Кичиться перед людьми своим богатством – это болезнь. • Будучи высокородным, презирать людей – это болезнь. • Будучи бедным, завидовать богатым – это болезнь. • Будучи в низком положении, зло говорить о благородных – это болезнь. • Клевеща на людей, добиваться расположения к себе – это болезнь. • Проявлять себя через свою потенцию-дэ – это болезнь. • Достигать успеха, нанося кому-то поражение – это болезнь. • Из-за корыстных побуждений нарушать справедливость – это болезнь. • Из-за любови к себе не видеть смысла – это болезнь. Сохранять безопасность за счет того, что другие оказываются в опасности – это болезнь. • Быть ревнивым – это болезнь. • Из-за вспыльчивости вступать в противоречия с окружающими – это болезнь. • Много ненавидеть и мало любить – это болезнь. • Постоянно обсуждать, что есть правда, а что неправда – это болезнь. • Перекладывать ответственность на других людей – это болезнь. • Отталкивая суть, привязываться лишь к внешнему – это болезнь. • Обсуждать достоинства и недостатки других людей – это болезнь. • Считая людей лживыми, верить себе – это болезнь. • Помогая людям, надеяться на воздаяние – это болезнь. • Порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя – это болезнь. • Поделившись с человеком, раскаиваться в этом – это болезнь. • Любить, чтобы тебя увещевали, когда ты сердит, – это болезнь. • Ругать и поносить любых живых тварей – это болезнь. • Колдовскими приемами причинять кому-либо вред – это болезнь. • Поносить и порицать талантливых – это болезнь. • Не любить людей за то, что они превзошли тебя – это болезнь. • Пристраститься к разным зельям – это болезнь. • Если нет ровного состояния в сердце – это болезнь. • Возвращаться в мыслях к старым обидам – это болезнь. • Создавать много шума по поводу каких-либо способностей – это болезнь. • Не воспринимать увещеваний и критики – это болезнь. • При помощи официальных жалоб побеждать кого-то – это болезнь. • Беседовать с дураком, глупцом – это болезнь. • В тяжелой ситуации поступать легкомысленно – это болезнь. • Подстрекать к беззакониям – это болезнь. • Любить, чтобы тебя считали правым – это болезнь. • Много сомневаться и мало верить – это болезнь. • Смеяться над сумасшедшими и припадочными – это болезнь. • Сидеть развалясь, не соблюдая ритуала – это болезнь. • Некрасивые слова и злые речи – это болезнь. • С презрением и небрежно относиться к старым и малым – это болезнь. • Злое отношение и некрасивое поведение – это болезнь. • Все время изменяться, не имея собственного мнения – это болезнь. • Быть слишком привязанным к веселью и шуткам – это болезнь. • Любить ограничивать людей – это болезнь. • Хитрость и льстивость – это болезнь. • Желая получить что-либо, добиваться обманом – это болезнь. • Быть лживым и нарушать свои обещания – это болезнь. • Буянить и бесчинствовать, напившись вина – это болезнь. • Ругаться и сквернословить по поводу ветра и дождя – это болезнь. • Желать убить за злые слова – это болезнь. • Побуждать к прерыванию беременности – это болезнь. • Занимая, не помнить о возврате – это болезнь. • Вмешиваться в чужие дела – это болезнь. • Подглядывать украдкой – это болезнь. • Взяв в долг, скрываться от кредиторов – это болезнь. • Не прислушиваться к противоположному мнению – это болезнь. • Любовь к резким отказам – это болезнь. • Настойчиво приставать к женщинам – это болезнь. • Из-за старых заблуждений вводить в заблуждение другого – это болезнь. • Разорять птичьи гнезда, разбивать яйца – это болезнь. • Убивать зародыш, резать плоть – это болезнь. • Причинять вред посредством воды и огня – это болезнь. • Смеяться над слепыми, глухими и немыми – это болезнь. • Побуждать к вступлению в брак – это болезнь. • Поучать людей делать провокации – это болезнь. • Поучать людей делать зло – это болезнь. • Менять свое отношение к попавшему в беду – это болезнь. • Желать несчастья, призывать беду – это болезнь. • Увидя что-то приятное, желать обрести – это болезнь. • Силой отнимать у людей вещи – это болезнь.
| PS: Можно писать по ним правила для форума.
| |
|
|
Отправлено: 05.08.08 17:28. Заголовок: Rina пишет: И еще в..
Rina пишет: цитата: | И еще вопрос. Интересно ваше мнение. Когда сталкивается интерес общественный и личный. И компромисс невозможен. Чему отдавать предпочтение? Интерес не материальный. |
| В зависимости от ситуации, но в большинстве случаев - Личному.
| |
|
|
Отправлено: 05.08.08 23:23. Заголовок: GROM , ну вы и напис..
GROM , ну вы и написали длинюйший список добродетелей. Это ж святым надо быть. Вообще-то я хотела разграничить мораль и нравственность. По-моему, это разные категории. Общественная мораль имеет свойство постоянно меняться. Нравственность - не думаю. Ну раз вы изложили это как свои моральные принципы, значит у Вас и спрашиваю. GROM пишет: цитата: | • У известных людей находить недостатки – это болезнь. |
| Почему? Если человек известен, значит он вне критики? Не есть ли это отказ от собственного мнения? Например, вчера весь вечер по ТВ шли передачи о Солженицине. Человек он безусловно известный, но вот великость его у меня вызывает сомнения. Я больна? GROM пишет: цитата: | • Вмешиваться в чужие дела – это болезнь. |
| Когда общество объявляет войну наркоманам, родственники принудительно лечат людей от алкоголизма - это общество больно? Ведь по сути оно вторгается в чужую жизнь. Пить- непить, колоться-не колоться, по большому счету - это личное дело каждого. Человек как хочет, так и выстраивает свою жизнь. GROM пишет: цитата: | • Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь. |
| Кажется, это можно расценить, как ответ на мой вопрос. GROM , Вы можете мне объяснить, что такое долг среднестатического человека? Кому и что он должен настолько, что нужно "раньше думать о Родине, а потом о себе?". В свете современной жизни.
| |
|
|
Отправлено: 06.08.08 03:37. Заголовок: "Рассуждения о 1..
| |
|
|
Отправлено: 06.08.08 07:17. Заголовок: GROM пишет: Мое сов..
GROM пишет: цитата: | Мое совпадают с Лао-Цзюнем: |
| и мое тоже и с GROM ом Критика это тоже болезнь... Еще ни один критик не сделал кого-нибудь лучше, своими замечаниями... на мой взгляд это прсто глупое занятие - выиискивать у других ошибки... Когда-то учился в духовном университете нам преподаватель всегда говорил: Незабывайте, когда вы показываете (пальцем) на недостатки других, другие три пальца обращены к вам, это значит, что у вас их больше в три раза... и неплохо было бы заняться вначале своими". Если каждый будет работать над собой, времени на критику не останется. С Любовью
| |
|
|
Отправлено: 06.08.08 11:11. Заголовок: Rina пишет: По-моем..
Rina пишет: цитата: | По-моему, это разные категории. Общественная мораль имеет свойство постоянно меняться. Нравственность - не думаю. |
| Правильно разные. Но только с точки зрения времени, ибо суть в глубине едина. И общественная мораль может быть переменчива и несправедлива. Например Павлик Морозов - герой 30 лет назад, и предатель сейчас. Поступок не изменился изменилисись общественные ценности. И нравственность может нести в себе лишь местные обычаи. Например с точки арабов женщина без паранджи - явление безнравственное. Общая идея была высказана ранее - не делай другим того, что не хочешь, что-бы делали тебе. Но поскольку люди разные, то кто-то сразу понял, а кому-то нужно "сто раз" повторить в разных вариантах. Вот и появляются такие трактаты "О ста заболеваниях". Rina пишет: цитата: | цитата: • У известных людей находить недостатки – это болезнь. Почему? Если человек известен, значит он вне критики? Не есть ли это отказ от собственного мнения? |
| 1. Водород объяснил частично. 2. Это древний трактат. Известный людей тогда было мало. В памяти всех уместить наверное легко было. Известными счтитались возможно великие философы, герои. Достоинства их были явно видны. Сейчас "известных" стало много. Достоинств у них обычно мало. То есть понятие "известности" само в себе несло некую селекцию по нравственным признакам. Думаю это имелось ввиду. Rina пишет: цитата: | цитата: • Вмешиваться в чужие дела – это болезнь. Когда общество объявляет войну наркоманам, родственники принудительно лечат людей от алкоголизма - это общество больно? Ведь по сути оно вторгается в чужую жизнь. Пить- непить, колоться-не колоться, по большому счету - это личное дело каждого. Человек как хочет, так и выстраивает свою жизнь. |
| Наверное в Древнем Китае не было таких наркоманов и алкоголиков как сейчас.
| |
|
|
Отправлено: 06.08.08 12:05. Заголовок: Во времена Лао-Цзюня..
Во времена Лао-Цзюня действительно известными считались местный ван (губернатор) да император всея Поднебесной. Ну, правда еще покойные Кун-Фу Цзы (Конфуций) и Лао Цзы. Но дело не этом, а в том, что люди очень интересуются чужой жизнью. Они с интересом читают о том кто из известных с кем переспал, развелся, подрался, заболел и эти сведенья доставляют им удовольствие. И только смерть что-то вроде сочувствия. Люди выписывают журналы с этой галиматьей, читают на полном серьезе те страницы газет, где все это обсуждается. Им интересны репортажи из спальни и именно этот интерес привил этим многочисленным пустозвонам и пустоцветам привычку называть себя звездами. Но их как раз можно понять - это уровень их сознания, именно так они реализуют свои возможности сейчас. Такой этап развития. А вот люди достаточно развитые уходят от духовности и заполняют ментал мусором, если они не то что бы ищут недостатки у известных, но просто заливают в свое сознание баланду из жизни спортсменов, артистов, политиков и остальных соискателей славы и признания. В чужие дела вмешиваться тоже не деликатно и вредно для собственного развития. Чувство особой миссии - иллюзия, заставившая не одного человека воплощаться десятки раз, чтобы исправить эту придурь навсегда. Да, и принудительное лечение - самообман родственников. Люди через некоторое время снова запивают с удвоенным усердием, упоенно садятся на иглу и кончают передозировкой. Душа сама должна сделать выбор. Другое дело, есть понятие общественной безопасности и есть люди выполняющие такую работу. Это тоже их уровень сознания, выбор и этап развития. Ставший на Путь не интересуется наркоманами, воровством и проституцией. Он понимает выбор этих душ и признает их желание получить именно такой опыт. Возможно в каком-то из воплощений и его душа получала такой же опыт.
| |
|
|
Отправлено: 06.08.08 19:55. Заголовок: GROM пишет: Правиль..
GROM пишет: цитата: | Правильно разные. Но только с точки зрения времени, ибо суть в глубине едина. |
| Я бы не поставила знак равенства между моралью и нравственностью. Мораль –это форма установившихся в обществе норм поведения, я бы сказала, сборник социальных предрассудков. Нравственность ближе к понятиям «всепрощение, неконфликтность, понимание» .Если человек , например, внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего бы не хотел себе, если он внутренне мудр и понимающ, то можно говорить, что это нравственный человек. Отсюда и различия между моралью и нравственностью. Думаю, разница в том, что мораль подлежит внешней оценке (Общество, религия, юстиция и прочее), нравственность – внутренний стержень. Человек нравственный более глубок, моралист…сами понимаете. Более того, я считаю, что мораль и нравственность не могут вместе уживаться. Мораль - это страх, опасения общественного порицания. А мы говорим, что нравственный человек свободен. Так и есть. Он свободен своим внутренним содержанием, он живет по своим внутренним законам. Вот только достичь истинной нравственности немногим удается. И еще, я думаю, что нравственность в отличие от морали не может изменяться. Она не повластна ни времени, ни социальному строю. То ли это десять заповедей, то ли суфийские мудрости, то ли рассуждения о заболеваниях Лао-Цзюнь. Я вчера внимательно их прочла. Нечего подвергнуть сомнению. Все актуально. Про Солжениницина, это так... для разговора. Хотя и правда, что его великость мне непонятна. А вот если бы мне кто-нибудь разъяснил, что следует считать долгом с точки зрения нравственности, была бы благодарна.
| |
|
|
Отправлено: 06.08.08 22:48. Заголовок: Rina пишет: Нравств..
Rina пишет: цитата: | Нравственность ближе к понятиям «всепрощение, неконфликтность, понимание» |
| Видимо все зависит от трактовок. Слово абстрактное, трактовки могут отличаться. Rina пишет: цитата: | А вот если бы мне кто-нибудь разъяснил, что следует считать долгом с точки зрения нравственности, была бы благодарна. |
| Было бы интересно посмотреть такие рассуждения. Видимо они будут заключаться в призывах к борьбе с "безнравственностью". Последнее же каждый будет трактовать по своему усмотрению.
| |
|
|
|
Отправлено: 06.08.08 23:33. Заголовок: GROM пишет: А вот е..
Rina пишет: цитата: | А вот если бы мне кто-нибудь разъяснил, что следует считать долгом с точки зрения нравственности, была бы благодарна. |
| Почитай Ницше, "Веселая Наука".
| |
|
|
Отправлено: 07.08.08 20:19. Заголовок: Да читала. Вернее, ..
Да читала. Вернее, просматривала. Повеселило высказывание о том, что человек видит тот вопрос, на который знает ответ. Два человека сказали, что руководствуются моральными принципами Лао-Цзюня. А когда я прошу растолковать что такое : • Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь. они молчат. Эх, люди...
| |
|
|
Отправлено: 07.08.08 21:09. Заголовок: Rina пишет: • Забыв..
Rina пишет: цитата: | • Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь. |
| Как вариант трактовки: Есть допустим чиновник не важно в Древнем Китае или в современной России. У него есть общественный долг, который он должен выполнять. Вместо этого он использует свое место для получения прибыли - подряды на строительство по повышенным ценам только своим фирмам за деньги; закупки для региона по повышенным ценам с откатом. Что-нибудь стоит 100 руб. он пользуясь своим положением закупает за 150 руб. (условно за откат 25 руб. в карман). Организует свою фирму посредник, через которую ведет все закупки. Часть денег в свой личный карман. Вот такие истории примерно. То есть о жуликах такого вида речь идет на мой взгляд.
| |
|
|
Отправлено: 07.08.08 22:33. Заголовок: Не-ет, ИМХО - это во..
Не-ет, ИМХО - это воровство. Я не случайно пытаю о долге. У меня ситуация возникла. Работаю я практически без опусков. Когда сильно устаю, то ухожу на два-три дня. Неделя - это подарок судьбы. Не каждый год бывает. В последнее время у меня был сложный период на работе, устала до смерти. Все. Больше не могу работать. Ушла в отпуск со вторника по пятницу. В результате люди на выходные останутся без зарплаты. Получат только через неделю. Все бы ничего, да в воскресенье у нас профессиональный праздник - День строителя. По сути, я на праздник оставила людей с пустыми кошельками. Народ выл и стонал, когда я сказала "Сори, ребята, зарплаты не будет". Аморально? Кажется, да. Но с другой стороны, у меня больше не просматривается "окон" в ближайшее время. Если сейчас не уйду, то конца октября и думать нечего. А я ведь не машина. Да и лето же. Ну хоть пару дней мне. Почти все лето без выходных вышло. Чувствую себя не лучшим образом, что-то в душе шуршит и шуршит. Ведь не начальство пострадает, а работяги, которые на жаре и холоде деньги зарабатывают. А зарплата у них совсем не очень... Вот и столкнулся долг с личным интересом.
| |
|
Ответов - 30
, стр:
1
2
All
[только новые]
|
|
|